• Киев
  • (044) 568 57 45 | (096) 563 77 51
  • kvirin@kvirin.ua
Mobile menu

По одному из определений вокзал - это здание (комплекс зданий), сооружения и устройства для обслу­живания пассажиров и обработки их багажа, управления движением транспорта и размещения служебно­го персонала. Различают автовокза­лы, аэровокзалы, железнодорожные, морские, речные, а также объединен­ные (комплексные). 

Нельзя не согласиться с мнением профессионалов, например: [1], о том, что организовать безопасность аэропорта очень непросто. К основ­ным причинам можно отнести:Среди них одним из самых слож­ных и ответственных являются аэро­порты - комплексы сооружений, включающих аэродромы, собственно аэровокзалы, грузовые терминалы и многие другие элементы.

aeroport 1

-  большая площадь территории;

-  большое число сотрудников;

-  большая насыщенность высоко­технологичным электронным обору­дованием;

-  большие пассажиро- и грузопотоки.

Поэтому требования к системам безопасности в аэропортах очень высоки.

В аэропортах используются интел­лектуальные и всегда комплексные системы безопасности, связанные на уровне передачи сигналов от одной системы к другой с прописанным сценарием реагирования и моделирова­ния поведения.

В связи с непрерывным потоком, круглосуточной работой и рядом дру­гих факторов приоритеты при созда­нии системы безопасности аэропорта следует располагать в следующей последовательности:

-            защита здоровья и жизни чело­века;

-            защита технологического обо­рудования;

-            защита строительных конструк­ций.

vesda txt grafК основной угрозе безопасности в аэропорту можно отнести риск воз­никновения пожара. Таким образом, первоочередной задачей обеспече­ния пожарной безопасности аэропор­та является оснащение его пожаро­опасных помещений (в соответствии с ДБН В.2.5-56 [2]) системами пожар­ной сигнализации. Для минимизации времени реагирования на возможные очаги возгораний, а то и предупреж­дение возникновения возгораний, не­обходимо применение современных систем сигнализации сверхраннего обнаружения дыма.

Последние несколько лет с этой задачей наиболее эффективно справляются лазерные аспирационные извещатели VESDA (см. под­робнее - [3]).

Одним из первых в 2008 году извещателями VESDA был оборудован 5-й терминал Лондонского междуна­родного аэропорта «Хитроу» (см. под­робнее - [4]).

aeroport 2Терминал, разместившийся в за­падной части Хитроу, представляет собой комплекс из трех зданий, свя­занных между собой переходами. Центральное здание протяженностью 400 метров, 40 - в высоту и 176 – в ширину (сопоставимо по площади с лондонским Гайд-парком). В новом пятиуровневом терминале с мрамор­ными полами разместились 112 мага­зинов, ресторанов и закусочных, 800 мест общего пользования и самая крупная в Европе система обработки багажа - 12 тыс. единиц в час.

Решение Xtralis VESDA было вы­брано за его преимущества над кон­векционными и лучевыми системами обнаружения при защите больших открытых пространств. Xtralis VESDA ведет постоянный забор проб возду­ха, улавливая даже самые маленькие частицы дыма.

Диапазон чувствительности извещателя VESDA более чем в 1 000 раз превосходит чувствительность тради­ционных точечных и лучевых пожар­ных извещателей. Это позволяет надежно определить признаки пожара на начальной стадии посредством об­наружения наличия дыма при потере видимости на метр от 0,005% до 2,0% на площади до 2 000 м2 [5].

aeroport 3Принцип действия аспирационного извещателя VESDA основан на активном отборе проб воздуха из за­щищаемого помещения при помощи высокоэффективного вентилятора (аспиратора) через систему возду­хозаборного трубопровода. Пробы воздуха после очистки их двухсту­пенчатым фильтром переносятся в калиброванный лазерный детектор, где производится их точный анализ. Далее извещатели через програм­мируемые реле или интерфейс могут передавать эту информацию на лю­бой приемо-контрольный пожарный прибор, либо на прибор пожарного управления, либо на прибор центра­лизованного наблюдения.

В отличие от стандартных пожар­ных извещателей, которые можно отнести к пассивным детекторам (их срабатывание зависит от условий по­падания дыма в дымоприемник или пересечение лазерного луча и т.д.), извещатели VESDA активно ищут дым в защищаемом пространстве, что обеспечивает гарантированное его обнаружение.

Для сравнения приведена шкала на которой отображены время и плот­ность дыма при которой разные типы датчиков определяют его наличие (Рис.1 ).

Систему трубопроводов VESDA можно поместить в местах наиболее вероятного движения дыма, а техни­ческое обслуживание извещателей можно осуществлять с уровня пола, что делает возможным осмотр извещателя без необходимости установки лесов или нарушения хода работы аэропорта.

Применение извещателей VESDA решает проблему помехозащищенно­сти системы пожарной сигнализации. При защите помещений с электрообо­рудованием, вызывающим электро­магнитные помехи, в защищаемом пространстве располагаются только воздухозаборные трубопроводы, а сам извещатель может быть располо­жен вне данного помещения.

Используемая в системе VESDA технология самообучения Autolearn позволяет предотвратить ложные срабатывания от пыли, табачного дыма и т.д.

Возможности системы VESDA по­зволяют в отличие от классической системы пожарной сигнализации успешно адаптировать ее к особенно­стям конструкций помещений.

В аэропорту, как уже показано выше, насчитывается великое мно­жество технологических помеще­ний, подлежащих защите система­ми пожаротушения в соответствии с ДБН В.2.5-56 [2]. К ним относятся ма­шинные залы, диспетчерские, электрощитовые, серверные, подстанции, аккумуляторные отделения, кабель­ные тоннели.

С целью сохранения работоспо­собности технологического обору­дования помещения, насыщенные электроникой, должны защищаться системами газового пожаротушения. На сегодня существует множество га­зовых огнетушащих веществ (ГОТВ) см., например, ДСТУ 4466-1 [6] и ДСТУ 5092 [7].

Однако нельзя забывать и о по­мещениях (таких как КДП и т.д.), в которых по технологическому циклу работы обслуживающий персонал должен находиться «до последнего». Большинство из ГОТВ либо непригод­ны для защиты помещений с пребы­ванием людей (ДСТУ 5092 [7]), либо ограниченно пригодны: время отно­сительно безопасного их воздействия на человека ограничивается 3-5 мин.

И вот тут, благодаря своим ток­сикологическим и экологическим особенностям, на первое место выходит РК-5-1 -12 ДСТУ 4466-5 [8], известный также под названи­ем 3М™ Novec™1230 (см. подроб­нее - [9], [10]).

aeroport 43М™ Novec™1230 предлагает уникальное сочетание безопасно­сти, незначительного влияния на окружающую среду и эффективно­сти тушения огня, что делает его первым химическим заменителем хладонов, обеспечивающим жиз­неспособную, долговременную и надежную технологию для защиты от пожаров в особо опасных ситу­ациях.

3М™ Novec™1230 применяется как ГОТВ, хотя при комнатной темпе­ратуре представляет собой жидкость. Оно не проводит электрический ток ни в жидком, ни в газообразном со­стоянии.

Чтобы понять, каким образом ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 тушит огонь, нужно рассмотреть основные аспекты химии горения. Четыре ком­понента: топливо, кислород, тепло и взрывную цепную реакцию - часто называют «тетраэдром пожара».aeroport 5

Как известно для воспламенения и поддержания горения необходимы все эти четыре фактора в правиль­ном сочетании. Тетраэдр пожара по­казывает, что огонь можно потушить, нарушив одну или несколько связей между этими компонентами, или из­менив баланс между ними:

-            путем прерывания взрывной цеп­ной реакции;

-            путем изоляции или устранения источника топлива;

-            путем перекрывания или осла­бления подачи кислорода;

-            путем отвода достаточного коли­чества тепла от огня.

Принцип пожаротушения с помо­щью ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 осно­вывается на четвертом механизме. При подаче ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 создается его газообразная смесь с воздухом. Такая смесь реагента с воздухом имеет гораздо большую теплоемкость, чем воздух. Большая теплоемкость означает, что данная смесь газов поглощает больше энер­гии (тепла) на градус изменения ее температуры.

При должной проектной концен­трации смесь реагента с возду­хом поглощает достаточно тепла, чтобы нарушить баланс тетраэдра пожара. Количество тепла, отда­ваемого пламенем в окружающее пространство, в присутствии ре­агента возрастает. Это приводит к охлаждению горящей зоны до температуры, когда горение пре­кращается. ГОТВ ЗМ™ Novec™ 1230 имеет самую большую тепло­емкость среди всех имеющихся на рынке заменителей хладонов, что дает самую низкую концентрацию, необходимую для тушения кон­кретных видов топлива.

Именно аспирационные извещатели VESDAи ГОТВ Novec™1230 были выбраны для защиты аппарат­ного зала помещения технического контроля РСП «Киевцентраэеро» ГП «Украэроруха». Объект, где основ­ными требованиями к системам га­зового пожаротушения были: сверх­раннее обнаружение возгорания и безопасность людей при их сраба­тывании.

Что и было успешно реализовано ООО «КВИРИН».

Все вышесказанное замечательно подходит к аналогичной инфраструк­туре и других видов транспорта: авто­мобильного, железнодорожного, мор­ского, речного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. http://www.smt-vc.ru/sistemy_bezopasnosti/airport/
  2. ДБН В.2.5-56-2010 Інженерне об­ладнання будинків і споруд. Системи протипожежного захисту.
  3. Полищук А. Техническое обо­снование применения аспирационных пожарных извещателей сверхраннего обнаружения пожара Vesda //«F+S» №5 (65) 2013 - С. 34-36.
  4. http://vesda.com.ua/content/view/106/62/lang,russian/
  5. Летунов А.М. Как работает ваша система пожарной безопас­ности? Давайте рассмотрим попод­робнее...// «Пожарная автоматика» 2010 - С. 48-49.
  6. ДСТУ 4466-1:2008 Системи га­зового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробування, технічне об­слуговування та безпека. Частина 1: Загальні вимоги (ISO 14520-1:2006,
  7. ДСТУ 5092:2008 Пожежна без­пека. Вогнегасні речовини. Діоксид вуглецю (EN25923:1993 (ISO5923:1989), MOD).
  8. Пономарев С. Газовые огнету­шащие вещества: правда не хуже вымысла //«F+S» №1 (61) 2013. - С. 48-49.
  9. ДСТУ 4466-5:2008 Системи га­зового пожежогасіння. Проектування, монтаж, випробовування, технічне об­слуговування та безпека. Частина 5: Вогнегасна речовина FK-5-1-12 (ISO 14520-5:2006,
  10. http://novec1230.kiev.ua/

 

Статья опубликована в журнале "F+S:технологии безопасности и противопожарной защиты"  №2 (68) 2014

  • logo kvirin

    Сайт ООО КВИРИН - услуги в области противопожарной безопасности
  • sevo-systems

    Производитель оборудования для ГОТВ NOVEC 1230
  • logo vesda

    Система сверхраннего обнаружения дыма
  • logo

    Интеллектуальная система пожарной сигнализации